Скачать можно по ссылке ниже.

Организационно-экономические методы управления качеством жилищного фонда крупного города

Год:  2010 Автор научной работы:  Нарышкин, Станислав Васильевич Ученая cтепень:  кандидат экономических наук Место защиты диссертации:  Москва Код cпециальности ВАК:  08.00.05 Специальность:  Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)

ВВЕДЕНИЕ. 
Глава 1. Теоретические основы исследования структурно-качественных характеристик жилищного фонда крупного города. 
1.1. Основные организационно-экономические характеристики и классификация объектов недвижимости. 
1.2. Теоретико-методический инструментарий и понятийный аппарат анализа структуры и качества городского жилищного фонда. 
1.3. Современные проблемы структурной обеспеченности населения качественным жильем и тенденции спроса и предложения на рынке недвижимости. 
Глава 2. Комплексный анализ развития рынка городской недвижимости в современных экономических условиях. 
2.1. Основные направления комплексного анализа динамики цен на объекты городской недвижимости. 
2.2. Современные модели формирования потребительского поведения на рынке недвижимости крупных городов. 
Глава 3. Перспективные организационно-экономические методы управления структурой и качеством жилищного фонда мегаполиса. 
3.1. Методы оценки и прогнозирования степени структурно-качественного соответствия городского жилищного фонда потребностям населения. 
3.2. Организационно-экономическое обеспечение этапов проектирования и строительства жилья с оптимальными структурно-качественными параметрами, поддержание качества городского жилищного фонда в стадии его эксплуатации.

Актуальность темы исследования. На современном этапе экономического развития России наблюдается рост крупных городов, в которых сконцентрирована преобладающая доля населения. В связи с существовавшими ранее представлениями о мегаполисе как о комплексе объектов социально-бытового и производственно-экономического назначения, состоящих в функциональной зависимости от численности городского населения, в теории и практике развития инвестиционно-строительной деятельности крупного города до последнего времени доминировали административные подходы. Однако, по мере исчерпания резервов экстенсивного развития мегаполисов, управление с позиций административных методов реализации инвестиционных проектов в градостроительстве становится все более сложным и менее надежным с точки зрения достижения приемлемой экономической эффективности и удовлетворения возрастающих потребностей населения в жилье с оптимальными структурно-качественными параметрами. 
В этой связи наиболее эффективным и социально привлекательным путем перехода к цивилизованной рыночной экономике и последующему устойчивому развитию является решение жилищной проблемы и связанное с ним повышение обеспеченности населения учреждениями социальной инфраструктуры. Решение данной задачи особенно важно, поскольку тенденцию устойчивого спроса на жилье можно ожидать не только в ближайшей, но и в отдаленной перспективе. 
Несмотря на существующие экономические трудности, вызванные кризисными явлениями 2008-2009 гг., сегодня продолжается строительство нового жилья, как за счет средств федерального и местного бюджетов, так и за счет частных инвесторов, причем доля последних в общем объеме ввода новых объектов увеличивается. Следует констатировать, что в настоящее время наметились определенные позитивные сдвиги в количественной обеспеченности населения жилой площадью. Однако по качественным и структурным аспектам состояние современного жилищного фонда (ЖФ) страны еще очень далеко от совершенства. 
Трагедии обрушения зданий и сооружений в Москве, Кемерове, Нижнем Новгороде и ряде других крупных городов России показали, что многие существующие конструкции имеют недостаточный уровень безопасности и надежности. Новые строения нередко сдаются с недоделками, дефектами, низким качеством защитных и отделочных покрытий. На низком уровне находится система контроля качества проектирования и эксплуатации зданий. С трудом преодолевается дефицит доступного и комфортного жилья, структурные несоответствия между запросами потребителей и реальным составом ЖФ. Все это приводит к резкой раз-балансировке между спросом и предложением на рынке жилья, неоправданному завышению цен на новые квартиры, сбоям в функционировании инвестиционно-строительного комплекса страны, проблемам в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), обусловленным значительным износом инженерных сетей, энергетического оборудования, систем теплоснабжения, что требует принятия незамедлительных мер. 
Актуальность проблемы улучшения качества и структуры ЖФ и его обслуживания, особенно в крупных городах (в свете выраженной тенденции урбанизации общества) привлекает внимание научных работников и практиков. Этим проблемам посвящен ряд разработок научно-исследовательских институтов: ЦНИИ-ЭП жилища, ЦНИИЭП градостроительства, НИИЭС и др. Однако действующие в строительстве методические рекомендации по анализу, оценке, планированию, проектированию, контролю и экономическому стимулированию поддержания и развития ЖФ пока недостаточно увязаны между собой. Они не охватывают все экономические и организационные вопросы управления структурой и качеством жилья. Многие действующие стандарты и СНиПы безнадежно устарели, а международная система управления качеством на базе ИСО 9000 внедряется крайне медленно и неэффективно. В критическом состоянии находится система ЖКХ, реформы по которой идут крайне медленно. 
В этой связи нуждаются в пересмотре организационно-экономические методы управления структурно-качественными параметрами развития городского жилищного фонда, используемые в настоящее время. Очень важно обеспечить сис-темный подход к процессу воспроизводства и развитию ЖФ в стране на основе опережающих стандартов, обеспечить высокую степень доступности жилья для подавляющего числа граждан. В строительстве новых домов необходимо перейти от точечной застройки к возведению целостно-организованных микрорайонов и комплексов, оснащенных современной инфраструктурой и обеспечивающих высокое качество жизни населения. В связи с этим Правительством РФ в последние годы принят пакет новых законов по жилищной политике, направленный на улучшение качественных, количественных и структурных показателей жилищного фонда страны. 
Степень разработанности проблемы. Проблемы управления структурой и качеством жилого фонда рассматриваются в трудах российских ученых А.Н. Асаула, В.В. Бузырева, В.И. Воропаева, М.Н. Дмитриева, JI.M. Каплана, A.B. Карасева, О.П. Коробейникова, В.А. Лапидуса, Д.С. Львова, С.А. Обозова, Ю.П. Панибратова, Я.А. Рекитара, В.М. Серова, В.В. Томилова, В.З. Черняка, Б.В. Щурова и др. Среди зарубежных специалистов по качеству наиболее известны труды К. Исикава, Й. Кондо, Д. Марша, X. Цубаки и других ученых. 
Однако организационно-экономический методический инструментарий анализа и прогнозирования структурно-качественного соответствия ГЖФ потребностям населения, организации современного управления жильем в условиях рынка, разработаны слабо. Необходимы новые подходы к обеспечению нормативного уровня надежности и долговечности строительных конструкций, достижению соответствия функционально-технологических и эстетико-эргономических характеристик жилья перспективным требованиям граждан. Особого внимания требует сфера ЖКХ, где качество жилья должно эффективно поддерживаться в течение всего периода его эксплуатации. 
Необходимость решения данных вопросов определила выбор темы, цели, задач, объекта и предмета исследования. 
Целью диссертационной работы является научное обоснование и разработка организационно-экономических методов управления структурно-качественными параметрами жилищного фонда мегаполиса в современных российских условиях. 
Реализация поставленной цели определила необходимость решения следующих задач: 
1) систематизировать существующий теоретико-методический инструментарий исследования качества жилищного фонда крупного города, определить задачи анализа и прогнозирования структурно-качественного соответствия городского жилищного фонда потребностям населения; 
2) выявить основные тенденции управления качеством ГЖФ в России и за рубежом, провести исследование спроса и предложения на российском рынке жилья, выявить проблемы структурной обеспеченности городского населения благоустроенным жильем; 
3) разработать методику оценки и прогнозирования структурно-качественного соответствия ГЖФ потребностям населения; 
4) обосновать мероприятия по организационно-экономическому обеспечению этапов проектирования и строительства жилья с оптимальными структурно-качественными параметрами; разработать меры по поддержанию необходимого уровня качества ГЖФ на этапе его эксплуатации; 
5) сформулировать рекомендации по внедрению организационно-экономических методов управления структурно-качественными параметрами ГЖФ в практическую деятельность регионального проектно - строительно - эксплуатационного комплекса. 
Объектом исследования является жилищный фонд крупного города, предназначенный для удовлетворения потребительских потребностей в жилье с различным платежеспособным спросом. 
Предметом исследования является процесс разработки и научного обоснования организационно-экономических методов управления качеством городского жилищного фонда на всех этапах его жизненного цикла. 
Теоретико-методологической основой диссертации послужили работы отечественных и зарубежных ученых по организационно-экономическим проблемам функционирования строительного комплекса, совершенствованию организационно-управленческого механизма в сфере строительства и реконструкции жилых и общественных зданий, проблемам градостроительства, материалы научных конференций, статьи в научных сборниках и периодической печати по исследуемой проблеме, законодательные и нормативные акты Российской Федерации. 
Методологическую основу исследования составляет системный подход с применением современных экономико-математических методов, факторный и корреляционно-регрессионный анализ, экспертные методы, математическое и графическое моделирование с применением компьютерных программ, инструментарий теории управления. 
Научная новизна диссертационного исследования заключается в решении научной задачи по системному анализу современных проблем управления структурно-качественными характеристиками жилищного фонда крупного города, на основе которого разработаны перспективные организационно-экономические методы управления структурой и качеством городского жилищного фонда с учетом оценки и прогнозирования его структурно-качественного соответствия потребностям населения. 
Научная новизна работы конкретизируется в ряде положений, связанных с тем, что автором в ходе исследования: 
1) систематизирован существующий теоретико-методический инструментарий исследования структуры и качества жилищного фонда крупного города, что позволило выявить проблемы, связанные с недостаточным обеспечением населения благоустроенным жильем и основные направления их решения, обусловливающие необходимость обеспечения надежности и долговечности жилых зданий, условий доступности и комфортности, снижения затрат на эксплуатацию жилья. Выявление современных проблем управления структурно-качественными характеристиками ГЖФ позволило осуществить комплексный анализ спроса и предложения на российском рынке жилья, свидетельствующий о дисбалансе структурной обеспеченности городского населения благоустроенным жильем; 
2) осуществлена классификация городского жилищного фонда по структурно-качественным параметрам, позволившая разработать методику оценки и прогнозирования структурно-качественного соответствия ГЖФ потребностям населения, предполагающую определение меры расхождения между выявленными предпочтениями населения и сложившимся типорядом жилья по различным признакам. Применение данной методики позволяет устанавливать и поддерживать через целевые установки динамическое равновесие в системе «жилой фонд - потребности населения»; 
3) обоснованы мероприятия по организационно-экономическому обеспечению этапов проектирования и строительства жилья с оптимальными структурно-качественными параметрами, предполагающие учет макро и микроэкономических факторов, связанных с экономико-правовой и политической ситуацией в стране, демографическими, социально-экономическими, экологическими условиями развития конкретного региона. Анализ влияния факторов макро и микросреды на ГЖФ позволил сформулировать меры, направленные на поддержание необходимого уровня качества ГЖФ на этапе его эксплуатации за счет реализации приоритетных направлений преобразований коммунальной сферы для обеспечения населения качественными жилищно-коммунальными услугами; 
4) сформулированы рекомендации по внедрению организационно-экономических методов управления структурно-качественными параметрами ГЖФ на всех стадиях его жизненного цикла в практическую деятельность регионального проектно-строительно-эксплуатационного комплекса (ПСЭК). Их применение позволяет обеспечить постоянный мониторинг за структурно-качественным соответствием жилья потребностям населения, деятельностью строительных организаций и организаций коммунальной сферы, инженерного обеспечения города на основе независимого аудита. 
Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и результаты легли в основу формирования и развития систем управления качеством в ООО «Системные Технологии Инжиниринга», что подтверждается справкой о внедрении: Предложенные^ в исследовании организационно-экономические методы могут быть широко применены в практической деятельности проектных, строительных и эксплуатационных организаций. Результаты исследования также могут быть использованы органами управления градостроительством при разработке материалов оценочного и прогнозного характера применительно к развитию ГЖФ, при формировании программных мероприятий по совершенствованию управления структурно-качественными характеристиками жилищного фонда мегаполисов. 
Материалы работы полезны для обучения студентов вузов по специальности «Экономика и управление на предприятии», «Менеджмент организации», «Управление качеством», а также при переподготовке и повышении квалификации руководящих и инженерно-строительных кадров через систему дополнительного профессионального образования. 
Апробация работы. Основные результаты диссертации докладывались автором на международных и всероссийских научно-практических конференциях, методологических семинарах в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете; Пензенском государственном университете архитектуры и строительства; Международной академии инвестиций и экономики строительства; Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и ЖКК России в 2005-2010 гг. Некоторые теоретические выводы и практические рекомендации диссертации содержатся в учебных программах и курсах лекций, используемых в образовательном процессе ГОУ ДПО - Государственная академия строительства и ЖКК России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Как свидетельствует проведенное исследование, управление ГЖФ нуждается в серьезном совершенствовании. Если вопросы увеличения объемов строительства жилья и его площади еще как-то решаются, то структурно-качественный дисбаланс между спросом и предложением продолжает стремительно нарастать. В стране не существует пока механизма регулирования структурно-качественных пропорций, приведения их в соответствие потребностям населения. Это приводит к неоптимальным затратам как в период строительства, так и на стадии эксплуатации жилья, к завышению цен на жилищные объекты, нарастанию кризиса ЖКХ. 
Как указывалось выше, структурно-качественные параметры жилья закладываются при проектировании, обеспечиваются в процессе строительства, при производстве строительно-монтажных работ, проявляются и поддерживаются при эксплуатации ГЖФ. Поэтому при управлении ГЖФ необходимо воздействовать на все его стадии жизни, при планировании рассматривать проектно-строительно-эксплуатационный комплекс (ПСЭК) в единстве всех его сторон. 
Для преодоления системного кризиса в поддержании структурно-качественных параметров жилья на этапе его эксплуатации необходимо разработать и ввести новую модель устойчивого функционирования ЖКХ и обеспечения высокого качества коммунальных услуг в соответствии с потребностями населения. Эта модель должна предусматривать передачу прав распоряжения всеми ресурсами по финансированию ЖКХ от коммунальных предприятий непосредственно гражданам; преодоление монополизма коммунальных служб и создание управляющих компаний (выбор их на конкурсной основе); усиление контроля со стороны населения за количеством, структурой и качеством ЖКУ; совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на ЖКУ, доведение их до экономически обоснованного уровня; стабилизацию финансовых потоков предприятий ЖКХ; привлечение инвестиций к модернизации ЖХК; развитие концессионных механизмов; повышение профессионализма всех участников ЖКХ и привлечение к работе высококвалифицированных специалистов из других сфер экономики. 
Для реализации интегральных подходов в проектах строительства и эксплуатации жилья очень важными являются инициативы последних лет, когда новое жилье оснащается поквартирными счетчиками расхода горячей и холодной воды, двухтарифными электро счетчиками, датчиками улавливателя дыма и оптико-электронного противопожарного оповещения, независимыми системами инженерного обеспечения. Все это позволяет оптимизировать соотношение «цена-качество» на стадии эксплуатации жилища. . 
Важный аспект организационно-экономического обеспечения нового механизма управления ГЖФ - информационная прозрачность. Если рассматривать ПСЭК как систему, то она должна являться открытой системой, а, значит, иметь следующие свойства. Во-первых, такая система получает ресурсы на входе из внешней среды, перерабатывает их и производит конечный продукт - ГЖФ, который и используется людьми. Этот процесс непрерывен, а система циклична. Во-вторых, открытая система характеризуется негативной энтропией (под энтропией в общей теории систем понимается тенденция системы к упадку, дезорганизации, дезинтеграции). Только путем осознанного и целенаправленного управления от' I. крытая система способна противодействовать этой тенденции и развиваться. Данное положение теории систем в приложении к ГЖФ означает, что само собой равновесие между спросом и предложением жилья по структурно-качественным параметрам не восстановится. Необходимо формировать общую базу данных и осознанно управлять процессом установления структурно-качественных пропорций. В-третьих, открытая система обладает обратной связью. Под обратной свяг зью понимается информация, которая генерируется открытой системой для мониторинга, оценки контроля и коррекции собственной деятельности. Обратная связь информирует орган управления о возможных отклонениях от намеченной цели и помогает ей вовремя вносить необходимые изменения в процесс ее развития. Только в этом случае рассматриваемой открытой системе будет присущ динамический гомеостаз, т.е. тенденция к внутреннему равновесию и балансу. 
Интеграция ПСЭК в сочетании с увеличением его информационной прозрачности как открытой системы объективно делает ГЖФ инвестиционно более привлекательным. Для целей управления и капитализации ПСЭК необходимо построить, прежде всего, систему управленческого учета, базирующуюся на структурно-качественных параметрах ГЖФ. Она предполагает формирование более детальной и точной информации именно для целей принятия эффективных управленческих решений на всех стадиях жизненного цикла жилья со стороны непосредственного руководства конкретными организациями комплекса. «Свертка» информации и доведение ее до небольшого числа ключевых, наиболее информативных показателей, дающих достоверную и точную картину динамики развития ГЖФ, должна осуществляться исходя из целей перспективного управления этим объектом (а именно - максимизации структурно-качественного соответствия жилья потребностям населения). Это позволит прогнозировать вероятные последствия тех или иных принимаемых решений при тех или иных предположениях и гипотезах управляющего звена. При этом происходит снижение барьера непредвиденных ситуаций, уменьшаются ошибки от незнания. 
Таким образом, прозрачность информации играет важнейшую роль в развитии как всего ПСЭК, так и каждой конкретной организации внутри этого комплекса. Поэтому создание единой базы данных по структурно-качественным параметрам жилья, внедрение новых информационных технологий, автоматизация управления ГЖФ являются жизненно важными процессами, -повышающими устойчивость этой открытой социально-экономической системой в целом. 
Управление ПСЭК, ГЖФ и обеспечение его структурно-качественных характеристик потребностям населения необходимо осуществлять на всех уровнях, как макро- уровне (государственном), так и микро-уровне (конкретных организаций, входящих в ПСЭК), а также на мезо-уровне (регион). Основным координатором системы управления ПСЭК должно стать Правительство региона, в частности, Министерство жилищной политики. Конечный результат проекта по совершенствованию управления ПСЭК - это переход количества-качества-структуры ГЖФ на принципиально новый уровень. Министерство строительства региона должно курировать весь жизненный цикл производства нового жилья, включая контроль структуры и качества проектирования и СМР, а Министерство ЖКХ в силу своих полномочий должно осуществлять мониторинг за качеством эксплуатации жилищ. 
В целом, для управления ГЖФ на всех стадиях жизни жилья необходимо использовать прогрессивные организационно-экономических методы управления, базирующиеся на комплексных подходах и оценках текущего и будущего состояния жилья. В этой связи предложения сводятся к следующему: 
1. Представляется необходимым использовать перспективные методы оценки и прогнозирования степени соответствия ГЖФ потребностям населения для корректировки объемных планов строительства на среднесрочный и долгосрочный периоды. Весь процесс формирования и обеспечения структуры и качества конечного продукта (жилых комплексов) от замысла, проектирования и строительства до правильной эксплуатации (современная диагностика, текущий и капитальный ремонт, реконструкция) и вывода из эксплуатации (замена конструктивных элементов, демонтаж, снос) должен находиться под контролем единого органа (например, Министерства жилищной политики города). 
2. Создавать резервы муниципального фонда жилья за счет естественного освобождения неприватизированного жилья, оптимальной доли города в строящихся домах, целевого индустриального строительства социального жилья и доходных домов. 
3. Повышать долговечность и безопасность жилищ за счет применения новых технологий и материалов в строительстве, ужесточения контроля со стороны органов государственного архитектурно-строительного надзора. Высокое качество строительства обеспечивает долговечность и надежность жилых зданий, а отсюда - сокращение средств на поддержание и замену конструктивных элементов жилого фонда. 
4. С помощью идеологических мер ломать устоявшиеся психологические стереотипы (бесплатное получение жилья, бесхозность жилых зданий, отсутствие привычки жить в долг (при ипотечном кредитовании под залог жилья) и т.п.), резко повысить информационную прозрачность системы управления жильем. 
5. Обеспечивать комплексное строительство микрорайонов со всей социальной и инженерной инфраструктурой, с соответствующим озеленением и высоким уровнем ландшафтного дизайна. Повысить качество разработки генерального плана города (региона). Ввести метод «одного окна» для сокращения сроков согласования проектной документации. 
6. Развивать жилищные кооперативы, где цена кв. м. жилья близка к себестоимости (объем ЖСК должен быть доведен до 10% ГЖФ), тем самым повысить доступность жилья для среднеобеспеченных слоев населения (типовая среднег обеспеченная семья должна иметь возможность скопить средства на среднетипо-вую квартиру в течение 5 лет). Радикально изменить технологии строительства с целью снижения как строительной, так и эксплуатационной стоимости жилья. 
7. Развивать общественные организации (РСС, НОСТРА, ассоциации дизайнеров и архитекторов, представительство строителей в общественной палате и т.п.) и степень их влияния на обеспечение структурно-качественного соответствия жилья потребностям населения, шире вовлекать в процесс управления ГЖФ самих жителей и потенциальных инвесторов. 
8. Правительством региона проводить систематическую работу по устранению препятствий по подключению новых и строящихся объектов к энергоносителям, водным и тепловым ресурсам (через технический совет, рассматривающий спорные вопросы между застройщиками и ресурсоснабжающими организациями). 
9. Создать на уровне региона Биржу проектных и строительных работ, где будет собираться от застройщиков и генподрядчиков базы данных на объемы работ по профессиям и сроки выполнения этих работ. Биржа по договоренности с Федеральным лицензионным центром будет использовать и его базу данных, обеспечивая квалифицированное и гарантируемое предложение подрядных организаций, что поможет снизить дефицит рабочей силы. 
10. Предлагается на основе западного опыта и научных исследований внедрение постоянного мониторинга за структурно-качественным соответствием жилья потребностям населения, деятельностью строительных организаций, инженерного обеспечения города и его ЖКХ возложить на специально создаваемую службу независимого аудита, функционирующую в непосредственном ведении Правительства области (города, региона). 
11. Создать на уровне региона единый ПСЭК по созданию современного жилья, в который, кроме собственно инвесторов и застройщиков, должны входить проектные организации и дизайн-студии, производители и продавцы стройматериалов, ресурсоснабжающие организации, правительство региона и органы государственного архитектурно-строительного надзора (управление эффективно, когда вся цепочка создания добавленной ценности - в одних руках). 
Рис. 5. Этапы разработки и реализации проекта по совершенствованию управления ПСЭК 
12. Разработать специальный проект по совершенствованию ПСЭК (ПСУ ПСЭК) на уровне региона. Этапы и последовательность реализации проекта по совершенствованию управления ПСЭК (ПСУ ПСЭК) представлены на рис. 23. Начало проекта ассоциируется с исследованиями потребностей и спроса населения по структурно-качественным требованиям к жилью, изучением международных и отечественных стандартов (особенно по показателям надежности и долговечности), мирового опыта и представлений органов власти о будущем города и региона. Затем следует стадия диагностики реально существующей степени структурно-качественного соответствия ГЖФ потребностям населения. После этого можно ставить конкретные цели и задачи, заниматься организацией исполнения и мониторингом, отслеживать результаты. 
Эффективная реализация всех предлагаемых этапов позволит перейти на новый уровень в вопросах управления количеством-структурой и качеством ГЖФ. Поскольку потребности населения непрерывно изменяются (возрастают и усложняются), работа по балансировке системы ГЖФ должна быть также непрерывной и цикличной. 
Следует отметить, что цели, которые поставлены в соответствии с проектом совершенствования управления ПСЭК, не являются искусственными. Умение обеспечивать максимальное соответствие возводимых домов и квартир по количеству, структуре и качеству потребностям населения является одним из главных конкурентных преимуществ конкретных проектных и строительных компаний. Строить быстро, технологично, качественно и недорого — значит выиграть на строительном рынке конкурентную борьбу, которая год от года все обостряется. В свою очередь, региональные органы должны обеспечить строительные компании информацией, какие из технологий строительства, отделочных материалов, структурных пропорций являются для населения региона наиболее предпочтительными, какова будет структура спроса на жилье в ближайшем будущем, какие направления и как при строительстве жилья будет субсидировать государство. 
Чтобы обеспечить необходимый (нормативный) уровень качества строительной продукции, определенной в проектной документации, а так же в СНиПах, 
ГОСТах, должен быть использован весь многообразный набор рычагов воздействия субъекта (управляющей системы) на объект управления. Эти разнообразные методы управления качеством строительной продукции сведены в табл.13. Одним из важнейших условий систематического повышения уровня качества строительной продукции на региональном уровне является постоянный контроль за исполнителями на всех стадиях жизненного цикла строительной продукции от замысла и проектирования до вывода из эксплуатации зданий и сооружений.

© naryshkin-sv

Конструктор сайтов - uCoz